БисмиЛЛАХИ ар-Рахмани р-Рахим. Ас-Саламу алейкум !!!В нашем джамаате был хороший обычай. После намаза мы все выходили перед мечетью и приветствовали друг друга за руку. Я считал, что это и фард и сунна. Когда два человека друг другу говорят ас-Саламу алейкум – это уже сразу два поминания АЛЛАХА. А если шестьдесят человек друг другу скажут ас-Саламу алейкум, получится 3600 поминаний АЛЛАХА всего за 2-3 мин! Причём, это ещё и дуа своим братьям, так как вместе с зикром произносится ещё слово «алейкум»…. Мы виделись и знали друг друга. Но недавно, так произошло, кто-то из джамаата прочитал, что приветствовать друг друга, особенно по утрам – это, то ли макрух, то ли бидъаат. Теперь половина джамаата не подходит на приветствие, а быстро уходят. Мы перестали с ними видеться, так как перед намазом все сосредоточены на предстоящем намазе, а после намаза половина джамаата тут же расходятся. Кроме того, тех, кто выходит на приветствие становится всё меньше и меньше. Я не знаю, можно это назвать фитной или нет, но видеться мы практически перестали. Хазрат, прошу Вас, объяснить есть ли основание в сунне не приветствовать друг друга после намаза или нет. Если такое основание есть, то мы тоже не будем выходить на приветствие, чтобы не чувствовать себя чужаками в нашем джамаате. Использованные источники:869. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть приветствует присутствующих,) и когда он захочет уйти, пусть (тоже) приветствует их, ибо второе не менее обязательно, чем первое. Хадис из «Рийад-ас-Салихин» Имама Ан-Навави 412. (757). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в мечеть, (туда же) вошёл один человек, который совершил молитву, а потом обратился с приветствием к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.Ответив (на приветствие), он сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» Тот совершил молитву так же, как и прежде, а потом (опять) подошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и приветствовал его, (и он снова) велел ему: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» — (и это повторилось) трижды. Тогда (этот человек) сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить её лучше, научи же меня (, как это нужно делать)!» (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Когда встанешь на молитву, скажи: “Аллах велик”, потом прочти, что сможешь, из Корана, потом соверши поясной поклон должным образом, потом выпрямись полностью, потом соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись сидя и поступай так же во время каждой своей молитвы». ( Хадис из «Сахих» Имама аль-Бухари Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша)«Разговор в мечети поедает вознаграждение, как скот жует сено». Сказал аль-Ираки: «Нет основания для этого хадиса», ас-Субки: «Я не нашел его иснада», аль-Албани: «Нет основания для этого хадиса».
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф роҳимаҳуллоҳ:
- В сунне и других источниках нет основание не приветствовать друг друга после намаза. Кто хочет приветствовать и получат вознаграждение пуст делает это. Никто ни имеет право критиковать это деяние. И также те которые приветстувуют друг-друга после намаза ни должы ругат других.