&амп;ЛАҚУО;ТАБЛИГИ ДЖАМААТ&амп;РАҚУО;: НЕВИДИМЫЙ ЛЕГИОН ДЖИХАДААлекс Алексиев версия для печати [*] Ежегодно в октябре в окрестностях небольшого пакистанского города Райвинд в провинции Пенджаб (примерно 50 километров на юго-запад от Лахора) более миллиона мусульман — бородатых одинаково одетых мужчин — собираются вместе на трехдневные религиозные торжества. Похожие и почти столь же многолюдные собрания, именуемые иджтима (ижтима), проходят и в окрестностях столицы Бангладеш Дакки и индийского города Бхопал. Участники сборищ не просто мусульманские паломники — они специально обученные миссионеры, посвятившие большую часть своей жизни распространению ислама во всех уголках мира, о чем они не устают повторять на своих сходках. Эти легионы проповедников позволяют легко представить себе самое крупное на земле движение религиозных пропагандистов, усилиями которых по крайней мере отчасти объясняется взрывной рост числа новообращенных в ислам и заметное повышение религиозного рвения в мусульманском мире. Несмотря на большое число сторонников во всем мире и свою огромную значимость, «Таблиги Джамаат»[1] (ТДж) вне мусульманского сообщества оставалось незаметным практически ни для кого, кроме академических исследователей ислама. Причина заключается в том, что это общество тщательно скрывает свой истинный характер. Пользуясь современным жаргоном, это общество-«невидимка», изначально предназначенное действовать вне зоны видимости «радаров» средств массовой информации и правительственных структур. У «Таблиги Джамаат» отсутствует четкая организационная структура, его представители избегают всяческих контактов с прессой — так же, как и сами они ничего не публикуют ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации. Что еще более важно, общество «Таблиги Джамаат» не выказывает никакого интереса к участию в политике, избегает открытого ее обсуждения и добилось того, что оно не вызывает настороженности правительств и воспринимается как чисто пиетистское объединение. В результате практически с самого начала своего существования «Таблиги Джамаат» приобрело образ движения, стремящегося прежде всего к укреплению веры, самосознания и духовному развитию личности, не вмешивающегося в политику и сферу светских отношений[2]. Такая репутация подтверждалась приверженностью миссионеров аскетичному, предполагающему равенство сподвижников, стилю жизни, а также их нетерпимостью к таким социальным порокам, как алкоголизм и наркомания. Все это сформировало миролюбивый образ организации, полезной для общества; в итоге она практически нигде не вызывала неприятия и приветствовалась даже теми правительствами, которые обычно склонны настороженно относиться к социальным образованиям, не находящимся под их прямым контролем[3]. Скрытный характер объединения «Таблиги Джамаат» привел к тому, что почти все сведения о нем получены либо из кругов, разделяющих его цели, либо от исследователей и обозревателей, испытывающих серьезные сложности в доступе к надежной независимой информации. Такое положение дел объясняет, почему довольно скудная исследовательская литература отражает наиболее благоприятный для организации публичный образ, обычно описывая ее как «книжническую», «мирную», «умеренную». Это доминирующее отношение, возможно, в максимальной степени выражено в словах одного из наиболее авторитетных на Западе специалистов по исламу профессора Парижского института Национального центра научных исследований (ЪНРС) Оливье Руа (Оливиэр Рой). По его утверждению, «Таблиги Джамаат» — организация «совершенно аполитичная и законопослушная»[4]. Повседневная деятельность организации, к сожалению, существенно отличается от культивируемого образа, и именно на это следует обратить внимание, имея в виду войну с терроризмом. «Таблиги Джамаат», зародившееся как движение исламского возрождения, всегда вдохновлялось крайними трактовками суннитского направления ислама, а за последние два десятилетия эта склонность обострилась до такой степени, что оно стало движущей силой исламского радикализма и основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций и террористических актов по всему миру. Повсеместно сподвижники ТДж проповедуют версию ислама, почти неотличимую от идеологии джихадистов ваххабитского/салафистского толка, исповедуемой всеми террористами. Действительно, для большинства молодых мусульман первым шагом на пути к радикализации их религиозного сознания становится присоединение к «Таблиги Джамаат». Так, по оценкам французских изданий ТДж, до 80 процентов исламских экстремистов вышли из рядов их организации, что, в свою очередь, дало французским спецслужбам основание именовать «Таблиги Джамаат» не иначе как «прихожей фундаментализма»[5]. Еще большее беспокойство на сегодняшний день вызывают многочисленные свидетельства того, что «Таблиги Джамаат» действует, прямо или косвенно, как вербовщик для террористических организаций. Если об этом обществе что-либо известно в Соединенных Штатах, так это только из-за того, что во всех получивших известность случаях, когда американские граждане вступали или пытались вступить в группы активистов джихада на территории страны, они оказывались связанными с миссионерами ТДж. Однако это всего лишь вершина айсберга. Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия из одного только Алжира общество ТДж направляло на военную подготовку в Пакистан около 900 новобранцев ежегодно. Узбекские власти обвинили его в вербовке и переброске в тренировочные террористические лагеря четырехсот человек[6]. Численность лиц, вовлеченных в деятельность организации, в странах Запада не менее впечатляюща. По оценкам британских служб по борьбе с терроризмом, к 1998 году из этой страны для обучения по программе ведения джихада в Пакистан направилось до двух тысяч граждан. Секретные службы Франции сообщают, что от 80 до 100 французских подданных принимали непосредственное участие в боевых действиях на стороне «Аль-Каиды»[7]. Америка нисколько не отстает в деле поставки кадров для джихада. По словам начальника первого в составе ФБР подразделения по борьбе с исламским терроризмом Боба Блитцера (Боб Блитзер), только в 1990-х годах США покинули от 1 000 до 2 000 человек, вставших на путь джихада. По сведениям источников пакистанских спецслужб[8], с 1989 года четыреста американских граждан прошли подготовку в тренировочных лагерях на территории Пакистана или Афганистана. Везде используется практически одна и та же методика вербовки молодежи в джихад. После присоединения к ячейке «Таблиги Джамаат» в местной мечети или исламском центре и исполнения нескольких проповеднических миссий в своей округе наиболее активных из новичков приглашают на четырехмесячную дополнительную подготовку в центре ТДж в окрестностях Райвинда. По прибытии в Пакистан они встречаются с представителями террористических групп, сотрудничающих с ТДж, и получают предложение пройти военную тренировку. Большинство, очевидно, соглашаются.
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф роҳимаҳуллоҳ:
- Бу маълумотларни текшириб, тўғри ёки нотўғри эканини аниқлаш имкони бизда йўқ.